Лев Валерианович, 12 декабря участники созданного вами фестиваля "Мелодии друзей" едут с концертами на Украину. Там уже ждут Лайму Вайкуле, "Песняров", Тамару Гвердцители. Правда ли, что все певцы выступают практически бесплатно?
Да, они работают практически бескорыстно. Ведь наш фестиваль — не коммерческая, а гуманитарная акция. Отношения между государствами, входившими в состав СССР, сейчас непростые. Но какие бы не возникали проблемы между политиками, это никак не влияет на отношения людей друг к другу. И они по-прежнему любят талантливых артистов и хорошие песни. В прошлом году, когда мы выступали в Харькове накануне Дня Победы, на площади собралось более 120 тыс. человек. Примерно столько же людей собиралось, когда мы выступали в Киеве, в Полтаве, Днепропетровске и других городах. Мы собираемся устроить концерт к 65-летию Дня Победы на Украине. Артисты будут исполнять песни военных лет и песни о войне.
Интересно, какие песни будут петь в России лет через 20?
Думаю, все те же, что и сейчас. И все так же будут популярны записи Софии Ротару, Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой.
И ваши?
Себя я не называю, поскольку о присутствующих как-то не принято говорить. Думаю, что по-прежнему будут петь Николай Басков и Филипп Киркоров. Но они связаны с нашим поколением. Ничего нового за последние годы пока не появилось. Я не могу назвать вам ни нового Магомаева, ни нового Кобзона. Конечно, есть талантливые люди. Например, Трофим или Стас Михайлов. Наверное, есть и другие, не хочется никого обижать. Но это не то фундаментальное академическое искусство, которое действительно озаряло нашу эпоху. Каждая новая песня Александры Пахмутовой была событием. Но где вторая Пахмутова? Ее нет. Земфира и Максим пишут талантливые песни, но это же не эпохальная музыка, как у Александры Николаевны.
Да и телевидение сейчас ориентируется на прежнее искусство.
Почему это, по-вашему, происходит?
Телевидением сейчас управляют люди, которым по 50—60 лет, некоторым от 40 до 50. Вот они и показывают то, что им нравится. И это не главная проблема. В конце концов, французский шансон существует уже много лет и особенно не изменился. Да и итальянские песни, которые поют Тото Кутуньо и Адриано Челентано, тоже все любят слушать. Я бываю в Италии и во Франции, и там эта музыка постоянно звучит по радио.
Проблема в другом. У нас почему-то возник конфликт между телевидением и радио. Радио рассчитано только на молодежный формат, телевидение работает для старшего поколения. Молодежь не смотрит телевизор, взрослые не слушают радио. В результате на телевидении не удается раскрутить ничего нового, молодые певцы не могут пробиться в герои сегодняшнего дня, какими были Пугачева, Ротару или Кобзон.
Вы сказали, что вторая Пахмутова пока не родилась. А есть ли молодые композиторы, которых можно сравнить с Тухмановым или Крылатовым?
Предполагаю, что такие композиторы есть. Но чисто гипотетически. Дело в том, что сейчас эстрадная музыка дала крен в сторону коммерции. Все хотят, как говорят сейчас, быстрых денег. И сочиняют в основном коммерческую музыку, которая звучит на эстраде, на дискотеках, иногда в телесериалах. Композиторы пишут ее на скорую руку, вот и получается скоропортящийся продукт.
Раньше все знали имена Никиты Богословского, Оскара Фельцмана, Аркадия Островского. Сейчас знают разве что Игоря Крутого. Немного засвечено имя Валерия Меладзе и еще несколько фамилий. Люди с талантом и композиторским образованием ушли из песни. Сейчас гораздо больше авторов-исполнителей, а ими может стать кто угодно.
Даже вы?
Даже я. Недавно я написал две песни: одну с Игорем Крутым, другую — со Славой Добрыниным. Но я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Это профессии, которым надо учиться.
Может ли сейчас молодой певец заработать себе на жизнь, занимаясь только творчеством?
Те, кто сейчас в фокусе внимания и у кого есть работа, безусловно, могут. Певцам второго-третьего эшелонов приходится непросто. Я знаю, что многим приходится подрабатывать и как-то перебиваться, пока они не сделают что-то стоящее.
Занимаетесь ли вы продюсированием молодых исполнителей?
Конечно. В моих проектах всегда участвуют один или два молодых певца, и, как правило, я беру их в свой коллектив. Мы не только продюсируем интересных исполнителей, мы берем их на промоушен.
В советские времена существовало всего несколько песенных конкурсов. Артист, выигравший такой конкурс, тут же становился знаменитым. Почему сейчас победа на конкурсе практически не играет роли в карьере певца?
Песенные конкурсы ничего не дают, поскольку у них нет своей аудитории. Взрослые люди на конкурсы не ходят, они сидят у телевизора. Молодежь сидит в интернете. Пожалуй, на некую популярность может претендовать только "Новая волна" Игоря Крутого.
Он делает его за счет привлечения каких-то дополнительных средств. А государственных конкурсов вообще нет.
Государство, к сожалению, не занимается идеологией. Вы слышали об акциях, направленных на созидание чего-то нового, двигающего нашу жизнь вперед? О каких-нибудь новых идеях? Нет? Вот и я тоже. Раньше об этом думали на государственном уровне. Искусство играло главную роль в воспитании населения, в создании образа нового человека. Может быть, это звучит слишком громко, но искусство действительно этим занималось. Сейчас возникло огромное количество политических партий, политики перепираются между собой и занимаются, как правило, только пиаром. Об идеологии никто не думает. Поэтому талантливые люди, которые хотят сделать и делают что-то интересное, как правило, тонут в рутине или в коммерческой пучине.
СПРАВКА ГАЗЕТЫ
Лещенко Лев Валерьянович родился 1 февраля 1942 года в Москве. После окончания школы служил рабочим сцены в Большом театре, был слесарем сборщиком на заводе точных измерительных приборов. В 1962 году командование части в группе советских войск в Германии, где он проходил срочную службу, направило его в ансамбль песни и пляски. Он стал его солистом и остался на сверхсрочную службу. В 1968 году окончил актерско-режиссерский курс факультета "музыкальный театр" ГИТИСа имени А.В. Луначарского. В 1969 году был принят в Московский театр оперетты. В 1970 году стал солистом-вокалистом Гостелерадио СССР и выиграл IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады. В 1972 году — лауреат конкурса
"Золотой Орфей" (Болгария) и фестиваля в Сопоте (Польша). Первый исполнитель песен, ставших классикой отечественной эстрады, — "Не плачь, девчонка", "Я вас люблю, столица", "День Победы", "Любимые женщины", "Старый клен", "Притяжение Земли", "Родительский дом". В 1990 году создал и возглавил театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство". Выпустил свыше 10 пластинок, CD и магнитоальбомов. Более 10 лет преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных (Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных). Его учениками были Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева и многие другие. Автор книги "Апология памяти" (2001). Народный артист РСФСР.